09:23
ДЕНЬ ДЕДА МОРОЗА И СНЕГУРОЧКИ

В России ежегодно 30 января отмечается необычный праздник — День Деда Мороза и Снегурочки, уходящий своими корнями в славянскую мифологию и христианскую традицию.

Дед Мороз и Снегурочка являются главными символами Нового года. Добрый старец в красной шубе с седой головой и его внучка олицетворяют сказку и исполнение желаний. Эти образы складывались на протяжении веков, они являются собирательными и сочетают в себе элементы языческих и христианских обычаев.

В славянской мифологии фигура новогоднего волшебника восходит к тем временам, когда наши предки поклонялись языческим богам Велесу и Перуну.

Считается, что именно Велес, один из наиболее почитаемых божеств в славянском пантеоне, бог плодородия, богатства, знаний и мудрости, может являться прообразом «главного героя» новогодних праздников. Ему поклонялись, прося благополучия и удачи. Он также даровал защиту путешественникам и людям творческим: поэтам, писателям и музыкантам.

Ещё один прообраз современного Деда Мороза — языческий дух зимы Морок. Изначально он представлялся нашим предкам мрачным и устрашающим стариком в льняной одежде и лаптях, который бродил по лесам и морозил всё живое.

Именно от его имени произошли выражения «заморочить голову» и «упасть в обморок». Чтобы задобрить зимнего духа, славяне оставляли ему дары (кутью, блины и молоко) на пороге дома или на опушке леса.

С течением времени образ Морока изменился, он превратился в более добродушного Мороза, Трескунца в богатой шубе с посохом в руках, украшенным символом удачи — бычьей головой.

Наши предки верили, что женой Мороза была Царица Снега, у них родилась дочь, которую назвали Снежевиночкой или Снегурочкой. Однажды она влюбилась в человека и не вернулась весной на Север, так как с приходом тепла растаяла. Эта легенда в разных вариациях нашла отражение в славянских сказках.

В 1867 году этнограф Александр Афанасьев опубликовал сказки о Снегурочке, а в 1873 году Александр Островский представил пьесу, где Весна-Красна и Дед Мороз стали её родителями. Позже популярность этого образа возросла благодаря опере Николая Римского-Корсакова, которая закрепила Снегурочку в качестве символа зимы.

В 30-х годах ХХ века, с началом празднования Нового года в Советском Союзе, фигуры Деда Мороза и Снегурочки приобрели новое значение. В 1937 году они впервые официально появились вместе в Колонном зале Дома Союзов во время празднования первой Кремлёвской ёлки. Причём Снегурочка выступила уже в роли внучки Деда Мороза, что сделало их образы более логичными и близкими для детей.

Изначально она предстала в образе девочки, что заметно на ранних советских изображениях новогодних героев и на открытках. Однако позднее он трансформировался в молодую девушку с длинной косой.

Славяне верили, что для того, чтобы зима была мягкой и щедрой, Деду Морозу и его семье нужно преподнести дары в виде блинов, зерна или хлеба. Люди оставляли их в лесу под большим деревом, чаще всего под дубом или елью, так как считалось, что они связаны с духами природы.

Также существовала традиция собираться всей семьёй и рассказывать сказки о Морозе, его добрых и грозных делах.

Чтобы уберечь жилище от суровых холодов и злых духов зимы, люди выполняли специальные обряды, окропляли дом «заговорённой» водой, украшали окна узорами и символами, которые напоминали снежные рисунки, вешали защитные амулеты, например, небольшие мешочки с зерном или монетами, символизирующие изобилие.

В этот день устраивали весёлые народные забавы, катания на санях, которые считались способом «пробудить землю» и призвать весну. Также лепили снеговиков, «помощников» Мороза. Их украшали лентами или плодами, чтобы привлечь удачу.

Считалось, что именно в этот день можно просить Мороза о благополучии и исполнении желаний.

Традиции этого дня также символизировали подготовку к весне. Славяне верили, что доброжелательное отношение к зимним духам поможет ускорить приход тепла.

В наши дни празднование Дня Деда Мороза и Снегурочки является продолжением череды новогодних праздников. Сказочных новогодних героев можно встретить на улицах и в парках городов, в торговых центрах и культурных учреждениях, например, в нашем Доме ремёсел.

На фото: «постновогодние» воспоминания от наших рукодельниц Татьяны Хомик, Татьяны Бобовой, Наталья Плотниковой и Ольги Тополевой.

    

 

Просмотров: 47 | Добавил: natadmin | Теги: цветоделие, Прохоровский Дом ремесел, прохоровка, Резьба по дереву, Шляхова Елена, Дом ремесел, вязание крючком, вышивка лентами, Бобова Татьяна, Дом ремесел п.Прохоровка, Тополева Ольга, Плотникова Наталья, рукоделие, коклюшечное кружево, Борзых Ирина, Хомик Татьяна, Борзых Сергей, Гапоненко Ольга | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar