09:23 ДЕНЬ ДЕДА МОРОЗА И СНЕГУРОЧКИ | |
В России ежегодно 30 января отмечается необычный праздник — День Деда Мороза и Снегурочки, уходящий своими корнями в славянскую мифологию и христианскую традицию. Дед Мороз и Снегурочка являются главными символами Нового года. Добрый старец в красной шубе с седой головой и его внучка олицетворяют сказку и исполнение желаний. Эти образы складывались на протяжении веков, они являются собирательными и сочетают в себе элементы языческих и христианских обычаев. В славянской мифологии фигура новогоднего волшебника восходит к тем временам, когда наши предки поклонялись языческим богам Велесу и Перуну. Считается, что именно Велес, один из наиболее почитаемых божеств в славянском пантеоне, бог плодородия, богатства, знаний и мудрости, может являться прообразом «главного героя» новогодних праздников. Ему поклонялись, прося благополучия и удачи. Он также даровал защиту путешественникам и людям творческим: поэтам, писателям и музыкантам. Ещё один прообраз современного Деда Мороза — языческий дух зимы Морок. Изначально он представлялся нашим предкам мрачным и устрашающим стариком в льняной одежде и лаптях, который бродил по лесам и морозил всё живое. Именно от его имени произошли выражения «заморочить голову» и «упасть в обморок». Чтобы задобрить зимнего духа, славяне оставляли ему дары (кутью, блины и молоко) на пороге дома или на опушке леса. С течением времени образ Морока изменился, он превратился в более добродушного Мороза, Трескунца в богатой шубе с посохом в руках, украшенным символом удачи — бычьей головой. Наши предки верили, что женой Мороза была Царица Снега, у них родилась дочь, которую назвали Снежевиночкой или Снегурочкой. Однажды она влюбилась в человека и не вернулась весной на Север, так как с приходом тепла растаяла. Эта легенда в разных вариациях нашла отражение в славянских сказках. В 1867 году этнограф Александр Афанасьев опубликовал сказки о Снегурочке, а в 1873 году Александр Островский представил пьесу, где Весна-Красна и Дед Мороз стали её родителями. Позже популярность этого образа возросла благодаря опере Николая Римского-Корсакова, которая закрепила Снегурочку в качестве символа зимы. В 30-х годах ХХ века, с началом празднования Нового года в Советском Союзе, фигуры Деда Мороза и Снегурочки приобрели новое значение. В 1937 году они впервые официально появились вместе в Колонном зале Дома Союзов во время празднования первой Кремлёвской ёлки. Причём Снегурочка выступила уже в роли внучки Деда Мороза, что сделало их образы более логичными и близкими для детей. Изначально она предстала в образе девочки, что заметно на ранних советских изображениях новогодних героев и на открытках. Однако позднее он трансформировался в молодую девушку с длинной косой. Славяне верили, что для того, чтобы зима была мягкой и щедрой, Деду Морозу и его семье нужно преподнести дары в виде блинов, зерна или хлеба. Люди оставляли их в лесу под большим деревом, чаще всего под дубом или елью, так как считалось, что они связаны с духами природы. Также существовала традиция собираться всей семьёй и рассказывать сказки о Морозе, его добрых и грозных делах. Чтобы уберечь жилище от суровых холодов и злых духов зимы, люди выполняли специальные обряды, окропляли дом «заговорённой» водой, украшали окна узорами и символами, которые напоминали снежные рисунки, вешали защитные амулеты, например, небольшие мешочки с зерном или монетами, символизирующие изобилие. В этот день устраивали весёлые народные забавы, катания на санях, которые считались способом «пробудить землю» и призвать весну. Также лепили снеговиков, «помощников» Мороза. Их украшали лентами или плодами, чтобы привлечь удачу. Считалось, что именно в этот день можно просить Мороза о благополучии и исполнении желаний. Традиции этого дня также символизировали подготовку к весне. Славяне верили, что доброжелательное отношение к зимним духам поможет ускорить приход тепла. В наши дни празднование Дня Деда Мороза и Снегурочки является продолжением череды новогодних праздников. Сказочных новогодних героев можно встретить на улицах и в парках городов, в торговых центрах и культурных учреждениях, например, в нашем Доме ремёсел. На фото: «постновогодние» воспоминания от наших рукодельниц Татьяны Хомик, Татьяны Бобовой, Наталья Плотниковой и Ольги Тополевой.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |